О проведении системного тренинга по ТРИЗ+ФСА
Данный тренинг – это натаскивание (дрессировка, муштра – выберете что понравится) на конкретный инструмент, чтобы снять начальные ошибки навыков использования этого инструмента.
В тренинге – минимум объяснений, практическая и многократная отработка отобранных инструментов.
Главное – следовать методике, а не угадывать ответ (потому что ответов в реальности всегда несколько – в зависимости от применяемых ресурсов и уровня решателя).
В основе тренинга лежат: «модель поведенческих правил» и «многоэкранная схема мышления».
Почему тренинг системный.
Первое, в основу каждого блока положена ТЕХНОЛОГИЯ, свернутая до поведенческих правил. Поведенческое правило – интуитивно понятное предписание для получения результата. Все рассматриваемые инструменты привязаны к этой технологии.
Почему положена технология – только технология дает гарантированный результат в массовом применении.
Второе, в основу положена многоэкранная схема мышления. Многоэкранная схема мышления позволяет видеть объекты, ситуации и процессы в динамике и выбирать соответствующие уровни решения выделенных задач в зависимости от имеющихся ресурсов и уровня решателя.
Третье, рассматриваются три фактора, связанные с любой проблемой: рабочее пространство, люди и документы. Для каждого фактора существуют свои инструменты (они могут как совпадать по действию, так и отличаться).
Тренинг, по большому счету, похож на съемку фильма. Сцены снимаются не последовательно, а с учетом плана съемок и имеющихся ресурсов. Замысел проявляется только при монтаже.
В моем тренинге монтажной основой является ТЕХНОЛОГИЯ, положенная в основу конкретного блока тренинга.
Что получает обучаемый после тренингов:
● знания четкой последовательности действий по преобразованию объектов, ситуаций и процессов человеческой жизни и деятельности для получения намеченного результата наиболее экономичным образом;
● навыки в использовании инструментов при формулировании проблем, системному видению и осмыслению проблем, задании параметров ожидаемых результатов, выделению из конкретной проблемы задач различного уровня, решению выбранных задач, анализу и развитию полученного решения, патентной защите части полученных решений, подготовке решения к реализации, реализации решения, оценке полученного эффекта от реализации;
● навыки в использовании специального справочно-информационного фонда;
● знания по использованию инструментов управления людьми;
● знания по использованию инструментов работы с документами.
Описание формата конкретного тренинга
Условия тренинга достаточно жесткие:
15 человек обучаемых.
Задания тренинга построены по принципу «Делай раз, делай два, делай три…»
Блок стандартного тренинга: 6 дней, 10 часов с 1 часовым перерывом (обед), 2 получасовыми перерывами (для того, чтобы оправиться и покурить).
Каждый час – 45 минут – рабочий материал – задания для отработки, 5 минут – разъяснения, 10 минут – перерыв.
Натаскивание на использование инструмента каждый день (пять сделанных заданий на каждый инструмент), заучивание наизусть части материалов (с последующим ежедневным контролем), тестовые задания.
Безоговорочное выполнение всех процедур – активное участие в работе. Все задания внутри тренинга будут подписываться обучаемыми. На тренинге НИКАКИХ дискуссий. Выступления болтунов, всезнаек и «крутых» пресекаются на корню.
Такой режим работы в течение 5 дней.
Никаких консультаций в ходе тренинга. Для ответов на вопросы по материалам тренинга отведен 6 день (практика показывает, что до 60 процентов вопросов снимается автоматически в ходе тренинга).
Задания тренинга сформированы с учетом физиологического и психологического уставания обучаемых.
В шестой день — письменная квалификационная работа по заданиям тренинга, ответы на любые вопросы обучаемых, методологическая и практическая часть по «сшивке» (монтажу) наработанных инструментов в технологию.
Без домашних заданий, кроме представления нескольких каждодневных постоянных системных заданий (рефлексия по каждому дню тренинга, заполнение чекшита – путеводителя, формирование личной картотеки).
Опоздал – не допускаешься к занятиям. Пропустил полдня – вылетаешь с тренинга.
Не выполняешь задания – вылетаешь с тренинга.
Возможный вариант проведения тренинга:
Полный (10-часовой) тренинговый день в субботу или воскресенье. Итого всего шесть недель на весь тренинг.
Если удастся, то сдвоим по два дня тренинга и это займет три недели.
Что получат участники этого тренинга, в виде умений:
- Две частично расшифрованные технологии в виде поведенческих правил;
- Два инструмента грамотного формулирования проблемы;
- Один инструмент выделения задачи из проблемы;
- Один инструмент получения спектра решений задачи исходя из имеющихся ресурсов;
- Один инструмент выделения уровней задач;
- Один инструмент системного описания объекта;
- Один инструмент деятельностной рефлексии и прочее.
Кроме того ВСЕ участники этого тренинга получат два официальных задания:
Первое задание – разбор раздела в своей штатной работе с использованием полученных инструментов – этот раздел можно назвать «особая часть» с выходом на непредусмотренные штатной работой результаты.
Второе задание – оформление заявки на полезную модель (патент) по любой отрасли деятельности.
На выходе – публичная защита полученных результатов.
Комиссионная коллегия – на усмотрение лица, согласующего программу проведения семинара-тренинга.
Целевая установка проводимых тренингов: Отбор кандидатов в тренеры проектов разной сложности.
Дополнительная информация
Весь цикл тренинга состоит из 4-х блоков:
Блок 1: Обучаемый и его рабочее пространство (система, здесь и сейчас).
Блок 2: Обучаемый, его подчиненные и одноуровневые коллеги (подсистема, система, здесь и сейчас).
Блок 3: Обучаемый, его начальники (надсистема, здесь и сейчас).
Блок 4: Обучаемый и его карьера (будущее, подсистема, система, надсистема).
Четыре блока составляют законченную 1 ступень.
Инструментов первого блока хватает (по минимуму) на получение требуемого нестандартного и системного результата по проблеме.
Что дает система тренингов по основным инструментам ТРИЗ – обучаемый получает возможность подобрать работающие инструменты к своей психофизиологии. То есть, возможно применять не весь набор инструментов, а только те, которые дают наиболее адекватные результаты при применении конкретным человеком. А для этого обучаемому надо попробовать в деле возможно больший набор инструментов ТРИЗ-технологии (этот набор ограничен).
Всего пока просматривается три ступени владения инструментами ТРИЗ-технологии.
Для чего это пишется?
Можно купить мастерство конкретного человека в решении проблем, а можно купить умение строить тренинги по выработке навыков у других в решении проблем, а можно купить умение отстроить поточное «производство» по трем направлениям: первое направление — «производство» по выработке навыков у разных специалистов по решению проблем; второе направление — «производство» по использованию разных специалистов с навыками по решению проблем, в бизнесе, власти, общественных организациях; третье направление — «производство» тренеров и коучей, обучающих выработке навыков у разных специалистов по решению проблем.
Как будет сформулирована целевая установка и найдены ресурсы для её реализации.
Тренингов по Классической ТРИЗ нет уже с конца 1980-х годов, ни в России и странах СНГ, ни в дальнем зарубежье (в том числе в Израиле, у Литвина в США, и в Южной Корее). Кроме тех, что проводились со Шмаковым на заводах. Под тренингом следует понимать натаскивание на навык владения конкретным инструментом ТРИЗ или ФСА, включая владение АРИЗ и Вепольным анализом.
Сегодня практически везде готовят по упрощенной методике:
- или в презентационном режиме;
- или в виде псевдотренинга — одноразовая демонстрация инструментов.
Большинство так называемых практических тренингов – это реклама самих преподавателей (как правило, отличных решателей). Таких сегодня в стране не более десятка. У остальных нет даже опыта в решении одной единственной производственной или исследовательской задачи.
Это как у летчиков. Или у тебя налет более 1000 часов, или ты обучен только взлету (посадку ты так и не освоил).
А заказчик думает, что покупает навык в решении проблем для своих специалистов…
Появилось целое поколение «презентационщиков», т.е. людей, которые прослушали только презентацию и которые считают себя специалистами. А если у них есть еще и бумага типа сертификата, то это смерть нанимателю…
То же самое произошло и с «Бережливым производством». И во многих известных ВУЗах есть такие «специалисты».
Что же представляют из себя инструменты ТРИЗ?
Эти инструменты переводят проблемную ситуацию в область аналогов профессионалов. То есть инструменты ТРИЗ позволяют сделать проблему понятной профессионалам – инженерам, менеджерам, преподавателям, другим специалистам. И обработанная проблема переводится в задачи, которые решаются стандартными инструментами профессионалов.
И если ты не владеешь профессией, то дальше – тупик… Это разочарование постоянно происходит на семинарах и тренингах по ТРИЗ у тех, кто видит в ТРИЗ «волшебную таблетку».
А кроме непосредственно инструментов Классической ТРИЗ (АРИЗ, Стандартные решения задач, Вепольный анализ, Использование информационного фонда, ЗРТС) есть инструменты Классического функционально-стоимостного анализа (ФСА, Майлз) и «русского стиля» в ФСА (Литвин и Герасимов); Деревьев эволюции с Прогнозными картами развития; Развития творческого воображения (РТВ); АГА технологии; Теории развития коллектива; Жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ); Принципов организации Бесприродного технического мира; Модифицированного морфологического анализа; Системных контрольных вопросов…
Про эти относительно простые в освоении и эффективные в применении инструменты профессионалы, как правило, и не знают.
А вот построить тренинги по освоению штатной профессии – это совсем другая песня. Причем вполне решаемая технологически.
Этим самым и усматриваем обязательно необходимость трансформации тренинга под требования Заказчика.
Разработчик основы тренинга — Щепетов Евгений Григорьевич 19 декабря 2011 года
Ведущие тренинга:
Литвинец Григорий Иванович,
Кочарин Николай Витальевич