О проведении системного тренинга по ТРИЗ+ФСА

Данный тренинг – это натаскивание (дрессировка, муштра – выберете что понравится) на конкретный инструмент, чтобы снять начальные ошибки навыков использования этого инструмента.

В тренинге – минимум объяснений, практическая и многократная отработка отобранных инструментов.

Главное – следовать методике, а не угадывать ответ (потому что ответов в реальности всегда несколько – в зависимости от применяемых ресурсов и уровня решателя).

В основе тренинга лежат: «модель поведенческих правил» и «многоэкранная схема мышления».

Почему тренинг системный.

Первое, в основу каждого блока положена ТЕХНОЛОГИЯ, свернутая до поведенческих правил. Поведенческое правило – интуитивно понятное предписание для получения результата. Все рассматриваемые инструменты привязаны к этой технологии.

Почему положена технология – только технология дает гарантированный результат в массовом применении.

Второе, в основу положена многоэкранная схема мышления. Многоэкранная схема мышления позволяет видеть объекты, ситуации и процессы в динамике и выбирать соответствующие уровни решения выделенных задач в зависимости от имеющихся ресурсов и уровня решателя.

Третье, рассматриваются три фактора, связанные с любой проблемой: рабочее пространство, люди и документы. Для каждого фактора существуют свои инструменты (они могут как совпадать по действию, так и отличаться).

Тренинг, по большому счету, похож на съемку фильма. Сцены снимаются не последовательно, а с учетом плана съемок и имеющихся ресурсов. Замысел проявляется только при монтаже.

В моем тренинге монтажной основой является ТЕХНОЛОГИЯ, положенная в основу конкретного блока тренинга.

Что получает обучаемый после тренингов:

● знания четкой последовательности действий по преобразованию объектов, ситуаций и процессов человеческой жизни и деятельности для получения намеченного результата наиболее экономичным образом;

● навыки в использовании инструментов при формулировании проблем, системному видению и осмыслению проблем, задании параметров ожидаемых результатов, выделению из конкретной проблемы задач различного уровня, решению выбранных задач, анализу и развитию полученного решения, патентной защите части полученных решений, подготовке решения к реализации, реализации решения, оценке полученного эффекта от реализации;

● навыки в использовании специального справочно-информационного фонда;

● знания по использованию инструментов управления людьми;

● знания по использованию инструментов работы с документами.

Описание формата конкретного тренинга

Условия тренинга достаточно жесткие:

15 человек обучаемых.

Задания тренинга построены по принципу «Делай раз, делай два, делай три…»

Блок стандартного тренинга: 6 дней, 10 часов с 1 часовым перерывом (обед), 2 получасовыми перерывами (для того, чтобы оправиться и покурить).

Каждый час – 45 минут – рабочий материал – задания для отработки, 5 минут – разъяснения, 10 минут – перерыв.

Натаскивание на использование инструмента каждый день (пять сделанных заданий на каждый инструмент), заучивание наизусть части материалов (с последующим ежедневным контролем), тестовые задания.

Безоговорочное выполнение всех процедур – активное участие в работе. Все задания внутри тренинга будут подписываться обучаемыми. На тренинге НИКАКИХ дискуссий. Выступления болтунов, всезнаек и «крутых» пресекаются на корню.

Такой режим работы в течение 5 дней.

Никаких консультаций в ходе тренинга. Для ответов на вопросы по материалам тренинга отведен 6 день (практика показывает, что до 60 процентов вопросов снимается автоматически в ходе тренинга).

Задания тренинга сформированы с учетом физиологического и психологического уставания обучаемых.

В шестой день — письменная квалификационная работа по заданиям тренинга, ответы на любые вопросы обучаемых, методологическая и практическая часть по «сшивке» (монтажу) наработанных инструментов в технологию.

Без домашних заданий, кроме представления нескольких каждодневных постоянных системных заданий (рефлексия по каждому дню тренинга, заполнение чекшита – путеводителя, формирование личной картотеки).

Опоздал – не допускаешься к занятиям. Пропустил полдня – вылетаешь с тренинга.

Не выполняешь задания – вылетаешь с тренинга.

Возможный вариант проведения тренинга:

Полный (10-часовой) тренинговый день в субботу или воскресенье. Итого всего шесть недель на весь тренинг.

Если удастся, то сдвоим по два дня тренинга и это займет три недели.

Что получат участники этого тренинга, в виде умений:

  • Две частично расшифрованные технологии в виде поведенческих правил;
  • Два инструмента грамотного формулирования проблемы;
  • Один инструмент выделения задачи из проблемы;
  • Один инструмент получения спектра решений задачи исходя из имеющихся ресурсов;
  • Один инструмент выделения уровней задач;
  • Один инструмент системного описания объекта;
  • Один инструмент деятельностной рефлексии и прочее.

Кроме того ВСЕ участники этого тренинга получат два официальных задания:

Первое задание – разбор раздела в своей штатной работе с использованием полученных инструментов – этот раздел можно назвать «особая часть» с выходом на непредусмотренные штатной работой результаты.

Второе задание – оформление заявки на полезную модель (патент) по любой отрасли деятельности.

На выходе – публичная защита полученных результатов.

Комиссионная коллегия – на усмотрение лица, согласующего программу проведения семинара-тренинга.

Целевая установка проводимых тренингов: Отбор кандидатов в тренеры проектов разной сложности.

Дополнительная информация

Весь цикл тренинга состоит из 4-х блоков:

Блок 1: Обучаемый и его рабочее пространство (система, здесь и сейчас).

Блок 2: Обучаемый, его подчиненные и одноуровневые коллеги (подсистема, система, здесь и сейчас).

Блок 3: Обучаемый, его начальники (надсистема, здесь и сейчас).

Блок 4: Обучаемый и его карьера (будущее, подсистема, система, надсистема).

Четыре блока составляют законченную 1 ступень.

Инструментов первого блока хватает (по минимуму) на получение требуемого нестандартного и системного результата по проблеме.

Что дает система тренингов по основным инструментам ТРИЗ – обучаемый получает возможность подобрать работающие инструменты к своей психофизиологии. То есть, возможно применять не весь набор инструментов, а только те, которые дают наиболее адекватные результаты при применении конкретным человеком. А для этого обучаемому надо попробовать в деле возможно больший набор инструментов ТРИЗ-технологии (этот набор ограничен).

Всего пока просматривается три ступени владения инструментами ТРИЗ-технологии.

Для чего это пишется?

Можно купить мастерство конкретного человека в решении проблем, а можно купить умение строить тренинги по выработке навыков у других в решении проблем, а можно купить умение отстроить поточное «производство» по трем направлениям: первое направление — «производство» по выработке навыков у разных специалистов по решению проблем; второе направление — «производство» по использованию разных специалистов с навыками по решению проблем, в бизнесе, власти, общественных организациях; третье направление — «производство» тренеров и коучей, обучающих выработке навыков у разных специалистов по решению проблем.

Как будет сформулирована целевая установка и найдены ресурсы для её реализации.

Тренингов по Классической ТРИЗ нет уже с конца 1980-х годов, ни в России и странах СНГ, ни в дальнем зарубежье (в том числе в Израиле, у Литвина в США, и в Южной Корее). Кроме тех, что проводились со Шмаковым на заводах. Под тренингом следует понимать натаскивание на навык владения конкретным инструментом ТРИЗ или ФСА, включая владение АРИЗ и Вепольным анализом.

Сегодня практически везде готовят по упрощенной методике:

  • или в презентационном режиме;
  • или в виде псевдотренинга — одноразовая демонстрация инструментов.

Большинство так называемых практических тренингов – это реклама самих преподавателей (как правило, отличных решателей). Таких сегодня в стране не более десятка. У остальных нет даже опыта в решении одной единственной производственной или исследовательской задачи.

Это как у летчиков. Или у тебя налет более 1000 часов, или ты обучен только взлету (посадку ты так и не освоил).

А заказчик думает, что покупает навык в решении проблем для своих специалистов…

Появилось целое поколение «презентационщиков», т.е. людей, которые прослушали только презентацию и которые считают себя специалистами. А если у них есть еще и бумага типа сертификата, то это смерть нанимателю…

То же самое произошло и с «Бережливым производством». И во многих известных ВУЗах есть такие «специалисты».

Что же представляют из себя инструменты ТРИЗ?

Эти инструменты переводят проблемную ситуацию в область аналогов профессионалов. То есть инструменты ТРИЗ позволяют сделать проблему понятной профессионалам – инженерам, менеджерам, преподавателям, другим специалистам. И обработанная проблема переводится в задачи, которые решаются стандартными инструментами профессионалов.

И если ты не владеешь профессией, то дальше – тупик… Это разочарование постоянно происходит на семинарах и тренингах по ТРИЗ у тех, кто видит в ТРИЗ «волшебную таблетку».

А кроме непосредственно инструментов Классической ТРИЗ (АРИЗ, Стандартные решения задач, Вепольный анализ, Использование информационного фонда, ЗРТС) есть инструменты Классического функционально-стоимостного анализа (ФСА, Майлз) и «русского стиля» в ФСА (Литвин и Герасимов); Деревьев эволюции с Прогнозными картами развития; Развития творческого воображения (РТВ); АГА технологии; Теории развития коллектива; Жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ); Принципов организации Бесприродного технического мира; Модифицированного морфологического анализа; Системных контрольных вопросов…

Про эти относительно простые в освоении и эффективные в применении инструменты профессионалы, как правило, и не знают.

А вот построить тренинги по освоению штатной профессии – это совсем другая песня. Причем вполне решаемая технологически.

Этим самым и усматриваем обязательно необходимость трансформации тренинга под требования Заказчика.

Разработчик основы тренинга — Щепетов Евгений Григорьевич 19 декабря 2011 года

Ведущие тренинга:

Литвинец Григорий Иванович,

Кочарин Николай Витальевич